7 шагов к умению пересказывать и сочинять
Мы все учились в школе. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но изложение и сочинение наверняка каждому запомнились своим коварством. Не простое это дело – ясно излагать и ясно мыслить...И ножки у него растут совсем не там – на уроке русского языка и литературы, когда учитель дает «рыбу» – план, по которому, как под копирку, в муках пишутся лишенные творчества труды, а в дошкольном возрасте.
«КТО ЯСНО МЫСЛИТ, ТОТ ЯСНО ИЗЛАГАЕТ», – CКАЗАЛ ШОПЕНГАУЭР, И С ЭТИМ НЕ ПОСПОРИШЬ
Именно в дошкольном возрасте речь и мышление идут рука об руку, стимулируя и взаимообусловливая развитие друг друга.
Это все действительно сложно, хотя предельно ясно одно: уровень развития речи ребенка объективно влияет на уровень развития его мыслительных процессов и отражает его. Поэтому именно в дошкольном детстве малыш учится ясно мыслить, в том числе через умение ясно излагать. И именно поэтому учителя, принимающие первоклашек в школу, в один голос говорят: «Научите ребенка связной речи!
Остальному мы научим сами!» В наших с вами силах ребенку в этом помочь. Тогда изложение и сочинение не станут для маленького ученика одними из причин школьной тревожности, так сильно влияющей на восприятие учебной деятельности и отношение к ней, а значит, и на ее успешность. Как научить ребенка пересказывать? Это не сложно. Главное, потратить на это некоторое количество времени и делать все последовательно.
- Шаг 1. Выбор текста для пересказа
Для того чтобы сформировать алгоритм пересказа, нужно устранить все «помехи». Сложный, богатый незнакомыми словами, событиями и описаниями текст не подойдет. Он должен быть понятным, доступным восприятию дошкольника, содержащим от 7 до 15 предложений. Например, для начала подойдут «Рассказы для маленьких» Л. Толстого («Хотела галка пить», «Лев и мышь» и др.). Затем можно пересказывать рассказы о животных Чарушина («Волчишко», «Томка») и переходить к небольшим новеллам Носова («Живая шляпа» и др.).
- Шаг 2. Акцентированное прочтение текста
- Шаг 3. Беседа по содержанию
Беседуем с ребенком
- Шаг 4. Обобщение впечатлений
Еще раз спросите малыша о его впечатлениях от рассказа. И сами резюмируйте смысл прочитанного.
- Шаг 5. Повторное прочтение текста с установкой на запоминание
- Шаг 6. Совместный пересказ
Начните пересказ сами, затем остановитесь, чтобы дальше мог рассказывать малыш. Потом снова вы. Обязательно определяйте части рассказа:
- Шаг 7. Самостоятельный пересказ
– Ну а теперь пойдем к бабуле на кухню, и ты сам расскажешь ей эту историю. Вечером же, чтобы стимулировать отсроченное припоминание, предложите малышу рассказать историю и папе, когда он придет с работы.
Когда ребенок становится старше, а тексты длиннее, между вторым и третьим шагом разделите рассказ на части: начало, середина, конец. И над каждой частью работайте по содержанию отдельно.
ПАРУ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ ПО 20 МИНУТ! |
|
Этого времени достаточно, если учить ребенка пересказу регулярно и в течение продолжительного времени. Обязательно придумайте стимулирующие призы. Можно также завести альбом иллюстраций к пересказанным историям. Через какое-то время листать его и вместе вспоминать рассказы, пробуя их воспроизвести. Малыш очень быстро усвоит алгоритм работы над текстом, который потом, когда ваше чадо станет старше, перейдет во внутренний план и станет служить руководством к аналогичным видам деятельности.
Немного нашего внимания, чуточку психолого-педагогических технологий, капельку времени – и прочный навык пересказывать литературный текст станет хорошим подспорьем будущему ученику.
Мы же знаем, где можно упасть, поэтому вовремя можем подстелить соломки. Ведь мы – первоклассные родители!
|