С чего начинается родина? Новый патриотизм как он есть
На какое-то время понятие «патриотизм» полностью исчезло из нашего обихода. Он стал отголоском прошлого, чем-то почти забытым и даже немного постыдным. Сегодня патриотизм (как минимум его понятие) возвращается в жизнь общества, в том числе в педагогику, в воспитательные методики. Возврат происходит активно и резко. Нам, родителям, надо не просто следить за событиями, но и активно в них участвовать, чтобы патриотизм, о котором будут рассказывать нашим детям, был именно воспитанием любви к Родине. К ее людям, ее истории, ее достижениям. Был светлым, радостным и, конечно, созидающим.
Родина начинается с семьи
Я даже не спрашиваю, кто будет объяснять нашим детям, что это такое – патриотизм. Я знаю, что начать должны мы – мамы и папы, впервые услышав от ребенка вопрос: «А что такое Россия»? Огромной ошибкой будет отмахнуться от подобных вопросов.
Недавно моя пятилетняя дочка, случайно наслушавшись новостей, прижалась ко мне и спросила: «Папа, а тебя не заберут на войну?» Конечно, я ответил, что нет, не заберут, мы ни с кем не воюем, но тут же последовал следующий вопрос: «Папа, а ты же поможешь тем, хорошим, у которых сейчас ничего нет?» Помогу, конечно. Дочка вот тоже собралась свой завтрак и книжки отдавать, еще не очень понимая кому и зачем. И это правильно.
Дети должны понимать, что папа, мама, соседи – они хорошие. И помогать им надо всегда. Не стоит думать, что это просто красивые слова, имеющие слабое отношение к реальной жизни. Напротив, я говорю о самой что ни на есть прагматичной социализации. О здоровой психике ребенка, ответственность за которую несем именно мы с вами.
Того, что в любых испытаниях…
Давайте вспомним, с какими проблемами столкнулись воспитатели и педагоги за последние 15 лет, начиная с того самого поколения 90-х? Информации много, всегда можно уточнить. Если коротко, то это повышенная агрессивность детей, возросший индивидуализм, снижение способности к концентрации внимания, понижение способности к сочувствию.
Причин тому – масса, в их числе и полный отказ от самого понятия «патриотизм». Слово стало каким-то неудобным, говорить «я – патриот» стало если и не стыдно, то неловко. И мало кто заметил, что вместе с «большим» государственным патриотизмом ушел в небытие и патриотизм бытовой. Гордость за ту самую «малую родину», за свой район, подъезд, класс.
Думаете, все это не отражается на психике и формировании мировосприятия ребенка? Ошибаетесь. Маленький человек начинает понимать окружающий мир через восприятие родителей и проецирует именно их представления в свою реальность.
И вот тут время сказать громкую фразу… Очень сложно социализировать ребенка, который вместе со своими мамой и папой воспринимает свою среду обитания как нечто агрессивное, изначально ущербное, населенное враждебными чужаками.
Дан приказ ему на Запад
Сейчас вроде бы мы видим попытки возрождения патриотического воспитания, причем начиная с детсада. Хорошо ли это? Да, однозначно хорошо. Так называемые «уроки патриотизма» интегрированы в такие предметы, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики).
Но именно сегодня мы, родители, должны вдвойне внимательно наблюдать, кто и чему учит наших детей и какое содержание вкладывает в слово «патриотизм».
Увы, зачастую происходит такое воспитание по принципу «дан приказ – выполним – отрапортуем'BB. А как – это уже дело десятое. И повторяется история, знакомая всем, кто вырос в позднем СССР, когда патриотизм превратился в поставленную на поток отчетность: «провели встречу с ветеранами – посетили музей – провели урок мужества». При этом реального наполнения эта отчетность не имела.
Задача родителей сегодня – использовать подъем патриотических настроений в обществе и педагогике для создания комфортной психологической и социальной среды для своих детей. А почва для этого самая что ни на есть благодатная.
Комментарии Марии Валерьевны Фроловой, учителя начальных классов ГАОУ ЦО «Царицыно» № 548 |
|
В нашем центре патриотическое воспитание в отдельную дисциплину не выведено, но интегрировано в курсы литературного чтения и окружающего мира, внеурочную работу. На базе средней школы существует музей «Две эпохи», в деятельность которого вовлечены и ученики начальной школы. Кроме того, ежегодно проводятся досуговые мероприятия, приуроченные к важным датам и праздникам нашей страны. Так, в прошлом учебном году ярким событием стала Олимпиада в Сочи. Ребята внимательно следили за ее ходом, вели дневник, делали стенгазеты, исследовали историю появления каждого из представленных видов спорта, интересовались результатами наших спортсменов в ходе прошлых Олимпийских игр, придумывали «кричалки» российским командам и изо всех сил «болели» за них. Что я могу посоветовать другим педагогам для «уроков» патриотизма? Хочу отметить очень достойный факультативный УМК из программы Л.В. Занкова, который можно использовать в работе. Учебное пособие «Я – моя страна – мой мир» для 3-го класса и продолжение для учащихся 4-го класса «Я – гражданин России». В пособия включены рассказы о славных и драматических событиях истории нашей Родины. Дети знакомятся с родной историей прежде всего на уровне эмоциональном, образном – с тем чтобы потом, в средней школе, перейти к систематическому изучению истории уже с точки зрения фактов, закономерностей исторического процесса. Наряду с авторским текстом в учебное пособие, написанное в форме учебника-хрестоматии, помещены отрывки из произведений на исторические темы и документальных источников. В учебно-методический комплект входят также методические пояснения к курсу. |
Начните с малого
Помните, я говорил о том, что патриотизм не только государственный? Для малышей он начинается с добрых папы и мамы, объясняющих, что они живут в окружении хороших людей. Что у них хороший город. Что воспитательница – умница.
С родителей, читающих хорошие книги вслух! Недавно на круглом столе о патриотической литературе интересные данные привел Александр Альперович, генеральный директор издательства Clever: «Мы уникальная страна: у нас 80% продаж, особенно детских, – классика, самый популярный писатель страны – Чуковский».
Все рецепты у нас с вами уже есть, основа никуда не делась, надо только правильно ею воспользоваться, и дети чутко отреагируют. Главное – не пускать дело на самотек, поскольку сейчас мы можем столкнуться с тем самым перекосом на местах, который здорово аукнется в дальнейшем в виде подросткового бунта и разочарования в социуме. Да, конечно, подростковый бунт – это естественно. Но стоит ли самим себе усложнять задачу?
Правильная установка
Так что нам с вами делать? Каким образом сформировать для наших детей комфортную психологическую обстановку, используя государственную «установку на патриотизм»?
Прежде всего, не пускать дело на самотек. Старайтесь быть в курсе программы, которую проводят воспитатели, обращайте внимание, какие примеры они приводят, какую литературу используют.
В детстве патриотизм – это любовь к окружающему пространству и окружающим людям. Да-да, любовь к малой родине. Остановитесь и оглянитесь, в каком окружении воспитывается ваша дочка или сын. А как вы о нем отзываетесь?
Александр Альперович не зря сказал о классике, о Чуковском. Не пожалейте времени, составьте список чтения для ребенка (Кстати, уникальный список из 600 книг, составленный читателями «ПР», вы найдете в № 4 или на сайте журнала 1roditeli.ru). И сравните современную детскую литературу с классикой, в том числе советского периода. Ту, что прошла это сравнение, можно смело использовать.
Планируя отдых в выходные или во время отпуска, не поленитесь, загляните на сайт вашего района. Скорее всего, вы обнаружите там информацию о местных достопримечательностях. Начните знакомство ребенка с миром с интересных мест поблизости.
Пользуйтесь в воспитании примерами из разных сфержизни. Патриотизм не ограничивается военными подвигами. Врачи, учителя, ученые – для маленьких детей будут куда более уместными историями. Наша с вами задача – воспитать уверенного в себе человека со здоровой психикой, жизнь которого будет интересной и насыщенной не военными, а семейными и трудовыми свершениями. Во всяком случае, я собираюсь поступать именно так.
И последнее, но, пожалуй, самое важное. Сделайте общение с ребенком увлекательным. Не лекция, не урок даже – прогулка, игра, чтение интересной книги, совместное разгадывание загадок истории, это ваши главные инструменты воспитания. Все просто на первый взгляд. Как и то, с чего начинается Родина…
Помните слова той старой песни? Послушайте ее, она того заслуживает.
то уже дело десятое. И повторяется история, знакомая всем, кто вырос в позднем СССР, когда патриотизм превратился в поставленную на поток отчетность: «провели встречу с ветеранами – посетили музей – провели урок мужества». При этом реального наполнения эта отчетность не имела.
Задача родителей сегодня – использовать подъем патриотических настроений в обществе и педагогике для создания комфортной психологической и социальной среды для своих детей. А почва для этого самая что ни на есть благодатная.
Текст: Максим Макаренков